Страхи у детей дошкольного возраста, откуда они появляются и как с этим быть

Вопрос про страхи у детей дошкольного возраста, откуда они появляются и как с этим быть в моей практике встречается с постоянной периодичностью. Очень часто в социально благополучных, любящих семьях, где вроде и дом «полная чаша» и есть заботящиеся родители, бабушки и дедушка, а ребенок вдруг начинает испытывать разного рода страхи. Родители приходят в полную растерянность, ведь почему-то считается, что детские страхи понятны только у детей в социально неблагополучной обстановке.


Мы сейчас говорим не о страхах, когда ребенок боится врачей или собак, тут как раз понятна хотя бы причина, а именно о тех страхах, которые кажутся нам беспричинными, алогичными. Ребенок боится темноты, что за занавеской кто-то есть, или у него под кроватью или боится вымышленного персонажа, который может влететь в окно и т.д. Фантазийных страхов может быть сколько угодно много.


Прежде всего на до разобраться, как появляются детские страхи и как их диагностировать. Существуют различные методики, учитывающие возрастные особенности ребенка, особенности его социальной адаптации, готовность к коммуникации и многое другое. Очень хорошо помогают рисунки.


Надо понимать, что часть страхов ребенка хорошо видна родителям и ими понимаема, но в дошкольном возрасте ребенок совсем плохо еще осознает себя и сам не до конца понимает, чего он боится и это может быть проявлено в обычных для родителей капризах, нежелании оставаться одному в комнате, нежелании идти спать и подобных.


Поэтому надо очень внимательно относиться к поведению ребенка. Часто за истерикой, неадекватным состоянием и даже повторяющимися проявлениями болезни без видимой причины, лежит острое чувство страха.


Еще хочу обратить внимание на те речи заботливых близких, которые могут общаться с ребенком и даже не замечая сами порождать в детях  неведомые им страхи. Так, например, я была свидетелем, как бабушка с внучкой лет 5 заходит в лифт и говорит, никогда не заходи в лифт одна с дядей, он может оказаться разбойником и обидеть тебя.  Я в шутку спрашиваю, неужели ваша девочка такая самостоятельная, что на в принципе уже ездит одна в лифте. Ну что вы, конечно нет – получаю я ответ. Но страх дяди, который может обидеть уже поселился в голове девочки и при таком убеждении бабушки будет укрепляться и процветать.
Кроме того, родители очень часто транслируют собственные страхи. Не надо посвящать детей, что вы боитесь, что вскроют квартиру, что все вокруг грязное и заболит живот, что предложенное незнакомцем угощение обязательно отравлено. Надо понимать, что в определенном возрасте для ребенка это не переностимо. В дошкольном возрасте родители нужны исключительно как самые сильные, которые могут все на свете и защитят малыша от любых невзгод.


Когда мы начинаем работа со страхами ребенка, мы прежде всего анализируем его семью, в какой среде он живет, как налажена коммуникация, какова его роль в семейной системе. Нет ли в семье дополнительной, неосознаваемой роли ребенка, например, как некоторой связующей нити в коммуникации взрослых. Постепенно проясняется возможная причина возникшего страха. Психика ребенка очень подвижна в этом возрасте и изменив коммуникацию можно полностью убрать внутренние страхи и как следствие изменится поведение и состояние ребенка. И ему и родителям будет существенно комфортнее жить. Именно поэтому я еще раз призываю не игнорировать страхи у детей дошкольного возраста и задумываться как они появились и как с этим быть.

Polatus mela com est:


Maecenas vestibulum mollis diam. Pellentesque ut neque. Pellentesque habitant morbi tristique senectus et netus.

Proin sapien ipsum, porta a, auctor quis, euismod ut, mi. Aenean viverra rhoncus pede. Pellentesque morbi habitant morb.

ООО «Компания» | ул. Пушкина 100 | 101000, Москва 

email: company@mycompany.com